США-Китай: шесть лет битвы экономических гигантов
Владимир Блинков, экономический обозреватель
Шесть лет прошло с тех пор, как в 2018 г. президент США Дональд Трамп, введя тарифы в 25% на китайскую электронику и ряд других товаров, начал торговую войну против Китая. До этого 16 лет Китай был крупнейшим поставщиком недорогих промышленных товаров в Соединенные Штаты - товаров, производство которых не требовало ни продвинутых технологий, ни собственных научных разработок, ни высококвалифицированного труда. Но к началу 20-х годов ситуация изменилась - почти половину экспорта из Китая в США уже составляли электроника и продукция машиностроения. Последнее никак не состыковывалось с экономической стратегией США по производству и экспорту продукции с высокой добавленной стоимостью и импорту сырья и недорогих товаров и продуктов.
На фоне превращении Китая из основного торгового партнера в главного технологического конкурента, начатая при Трампе антикитайская торговая политика, при Джо Байдене была расширена. Были повышены тарифы на китайские электромобили, полупроводники, солнечные панели, литий-ионные батареи, графит и постоянные магниты, редкоземельные минералы. Причем ряд мер, принятых администрацией Байдена, значительно более радикален. Например, после байденовской 100%-ной пошлины на импорт китайских электромобилей, «восемь трамповских ударов», наделавших в свое время столько шума, выглядят как детская забава.
Антикитайская политика охватила новые направления. Ее приоритетом стали меры по сдерживанию технологического прогресса Китая путем ограничения поставок современных чипов и связанного с их производством оборудования, а также оборудования двойного назначения. Так были введены ограничения, чтобы не допустить продажи Китаю чипов, которые используются в ИИ-отрасли и производстве суперкомпьютеров, со стороны компаний из любой страны мира, если они разработаны с использованием технологий и/или оборудования из США. Власти США внесли в список компаний, попадающих под экспортные ограничения, также 37 китайских организаций, которые, по их мнению, пытались получить американские товары для производства беспилотников, которые могут использоваться китайскими военными.
Эти меры были дополнены мерами по субсидированию собственного производства. Так, в октябре 2022 г. администрация Байдена объявила о выделении 2,8 млрд долл. в виде субсидий для расширения внутреннего производства батарей, используемых в электромобилях. Цель - ускорить уход от Китая путем создания системы, позволяющей американским компаниям производить редкоземельные металлы, которые необходимы для изготовления аккумуляторов.
Параллельно с рестрикциями США начали искать замену китайским товарам в других странах Юго-Восточной Азии (ЮВА) и вкладывать значительные средства в создание производств в приграничных районах Мексики.
Китай, в свою очередь, постарался сохранить достигнутые на американском рынке позиции. Так в ответ на субсидирование производства в США китайские гиганты по производству аккумуляторов CATL и Gotion открыли в Мичигане заводы для компании Ford, причем на федеральные субсидии.
Параллельно власти КНР начали формировать новые цепочки поставок в США через третьи страны. Для этого они «смягчили» отношение к партнерам из ЮВА и начали создавать в них совместные предприятия, которые уже экспортировали свою продукцию в США. В итоге, третьи страны - Вьетнам, Мексика и др. стали выступать в качестве посредников, что оказало положительный эффект на их экономики. Так, товарооборот между КНР и Мексикой вырос в 2023 г. на 34,8%, причем экспорт из Китая превысил импорт в 11 раз. А товарооборот с Вьетнамом достиг 230,2 млрд долл., почти столько же сколько с Германией (235,1 млрд долл.). И этот процесс усиливается. В 2024 г. в Мексике был анонсирован 41 логистический и производственный проект, во Вьетнаме -39 и они обогнали США в качестве направлений развития китайских проектов. Причем большая часть производимой продукции «реэкспортируется» в США.
Каковы же результаты? На первый взгляд США удалось достичь значимых успехов. Доля китайской продукции в общем объеме американского импорта упала с 21,6% в 2017 г. до 14,6% в 2023 г. или до уровня 2005 г. Удалось значительно сократить дефицит торгового баланса. По итогам 2023 г. он составил 279 млрд долл. по сравнению с более, чем 400 млрд долл. в 2018 г. Наибольший отрицательный эффект для Китая проявился в потере части прямых иностранных инвестиций, благодаря которым развивались китайские технологии. Но сильно ослабить Китай Штатам не удалось. Внесла свой вклад и России, так китайский автопром в отсутствие конкуренции с западными компаниями получил обширную незанятую нишу на российском рынке.. Поднебесная отчасти решила свои экономические проблемы и за счет расширения союза стран БРИКС, дальнейшей вовлеченности Китая в Африке,
На США же ухудшение отношений сказалось сильнее. В частности, повышение тарифов для Китая стало одним из катализаторов роста инфляции внутри своей страны, было потеряно несколько миллионов рабочих мест из-за их перетока в Китай. Как отметили эксперты журнала «Economist» в статье «Стратегия Джо Байдена в отношении Китая не работает. Цепочки поставок становятся все более запутанными и непрозрачными» результатами решений администрации Байдена стали: «разрастание тарифов», ужесточение экспортного контроля, цепочки поставок стали более запутанными и непрозрачными, а прямые экономические связи между Китаем и Америкой сократились. Вместо этого Америка повернулась к Индии, Мексике и Юго-Восточной Азии. Однако производство в этих странах все больше зависит от поставок в них китайской продукции и ресурсов. Так, например, по мере роста экспорта из Юго-Восточной Азии в Америку резко увеличился импорт в эти страны промежуточных производственных материалов из Китая. Китайский экспорт автозапчастей в Мексику, одной из стран, извлекающих выгоду из американского снижения рисков, удвоился за последние пять лет. И в передовых производственных секторах, где Америка больше всего стремится уйти от Китая, эти страны, которые в наибольшей степени проникли на американский рынок, имеют и самые тесные промышленные связи как раз с Китаем. В результате, цепочки поставок усложнились, торговля стала дороже, но доминирование Китая не уменьшилось.
И наконец, еще одним, уже долгосрочным последствием торговой войны стала тенденция фрагментации мировой экономики: Китай и США становятся лидерами отдельных блоков стран – БРИКС и G7. И это будет ограничивать экономическое влияние Америки и усиливать Китай.