Рекламный баннер 990x90px bantop

В первобытную эпоху деревянными были все орудия охоты - копья, дротики, луки со стрелами, дубины, бумеранги,

03:43 10.07.2021 16+
гарпуны и все первые орудия древних земледельцев. Это, конечно, не значит, что термин "каменный век" надо заменить выражением "деревянный век", поскольку топоры или, скажем, наконечники для копий делались все же из камня, а рыболовные крючки и наконечники стрел - из кости.
Но, с другой стороны: чего бы стоил топор без топорища или наконечник без древкаx Так что справедливее, наверное, было бы именовать это время, например, деревянно -каменным.

Издревле одним из главных направлений использования древесины стало строительство, а едва ли не первыми в истории инженерными сооружениями - свайные постройки. Остатки их, относящиеся к третьему тысячелетию до нашей эры, найдены археологами во многих европейских странах и, в частности, в России - в Архангельской и Вологодской областях, а также в Зауралье.

Куда более сложными были деревянные конструкции древних римлян: перекрытия для общественных зданий, многопролетные арочные и блочные мосты. До наших дней они, конечно, не дожили, но о некоторых сохранились письменные свидетельства. К примеру, о большом деревянном мосте через Тибр в Риме (630 год до н. э.) или о построенном всего за 10 дней 400-метровом мосте Юлия Цезаря через Рейн.

Самой старой из ныне существующих деревянных построек - храму Хорюдзи, расположенному вблизи древней японской столицы Нары, - около 1400 лет. Всего на 400 лет моложе его деревянная церковь в небольшом норвежском городке Лиллехаммере. А вот на Руси, где из бревен испокон веку рубили все - избы и крепости, княжеские хоромы и многоглавые храмы, таких старых деревянных сооружений, к сожалению, нет: подавляющая их часть погибла в огне войн и пожаров. Древнейшее из сохранившихся у нас деревянных строений относится к XIII веку: это - маленькая церковь Воскресения Лазаря на территории Муромского монастыря в Карелии. О прочих же можно судить лишь по летописям и запискам иностранных путешественников. Известно, скажем, что в Х веке в Новгороде возвели дубовый "о тринадцати головах" Софийский собор, а в XVII веке в подмосковном селе Коломенском - целый дворец из 270 комнат, который современники именовали "восьмым чудом света".

Деревянными, разумеется, были в старину не только дома, но и большая часть их содержимого. Уже в Древнем Египте сооружали из дерева сундуки, ложа, троны фараонов, столы и табуреты с х-образным переплетением опор.

И сами дома, и имевшуюся в них мебель, бытовую утварь, детские люльки, игрушки нередко украшали резьбой или росписью, делая их тем самым еще и предметами искусства. Сегодня старинные резные буфеты и кресла с ручками в виде львиных голов выставлены в музеях, но есть семьи, которым такие вещи удалось сохранить. А уж расписные деревянные ложки или солонки и вовсе имеются у нас чуть ли не в каждом доме.

С искусством у дерева вообще отношения особые. Достаточно вспомнить вырезанные из него скульптуры, резные и написанные на досках иконы, созданные из дерева самые разнообразные духовые и струнные музыкальные инструменты - рояли, арфы, скрипки, кларнеты, флейты. "Поющим деревом" именуют так называемую резонансную древесину - абсолютно здоровые прямоствольные мелкослоистые ели. Именно из нее в сочетании с кленом мастерили свои знаменитые скрипки Николо Амати, Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари.

Художнику же дерево не только служит материалом, но и помогает в работе: мольберты, подрамники, палитры и кисти тоже делают из древесины. А один из способов создания эстампов так и называется ксилографией (от греческих слов "ксило" - дерево и "графо" - пишу). Он состоит в том, что вырезаемые на деревянных досках гравюры переносятся затем на бумагу типографским способом.

Со времен Эллады использовали дерево в спорте. Именно древних греков, устраивавших еще в VIII веке до н. э. Олимпийские игры во славу Зевса, считают первыми в мире спортсменами. Среди их спортивных снарядов имелись деревянные колесницы, копья и диски.

А на Руси с XIII века известны деревянные санки - ледни, первые состязания по скоростному спуску на которых состоялись по велению Ивана Грозного в 1552 году - в честь взятия Казани. Что же касается деревянных лыж, то ими, похоже, пользовал ся еще первобытный человек. В 1982 году во время раскопок в Псковской области археологи нашли узкую длинную дощечку с загнутым овальным концом и пришли к выводу, что это лыжина и что возраст ее ни много ни мало 4300 лет. От современной она отличалась лишь отсутствием направляющего желобка - видимо, до этого усовершествования люди додумались позднее. И хотя вряд ли стоит называть эту доисторическую лыжину спортивным снарядом (она, бесспорно, относилась к снаряжению воина или охотника), но все же прообразом современных лыж она несомненно стала.

Основополагающую роль сыграло дерево в возникновении и развитии транспорта, а возможно, и в развитии техники вообще. Ведь первым в мире колесом стал когда-то обычный деревянный обрубок, лишь со временем превратившийся в прочную и легкую конструкцию со спицами и ободом.

Считается, что первой повозкой на колесах была боевая колесница шумеров, появившаяся у них в шестом тысячелетии до нашей эры. Впоследствии в разных странах были созданы самые разнообразные повозки: телеги, арбы, кареты, брички, фаэтоны, кабриолеты, почтовые дилижансы, пожарные линейки и прочее, которые еще долго оставались почти целиком деревянными, включая колеса. Во всяком случае в России, где колесных дел мастера умело подбирали для каждой из его частей самую подходящую древесную породу: для обода - дуб, для спиц - березу или рябину, для ступицы - лиственниц у.

Из вяза или березы делали и хомут для лошади, а в зимнее время ставили повозку на дубовые полозья, превращая ее в сани. Даже сегодня наше село не может обойтись без деревянных телег и саней - уж больно удобен и надежен этот незатейливый транспорт.

В зарождении водного, железнодорожного и даже авиационного транспорта древесина тоже сыграла не последнюю роль. Первыми судами, видимо, были челны - выдолбленные или выжженные из одного ствола. А с развитием судоходства появилось множество самых разных кораблей - гребных и парусных: шлюпы, каравеллы, фрегаты, галеоны, бригантины. Все они тоже сооружались целиком из дерева и к тому же украшались резьбой и деревянной скульптурой. Но сколько же прекрасного леса на это уходило! На сооружение, например, одного только фрегата "Полтава", строившегося под руководством Петра I, было затрачено около 3000 отборных стволов.

Из дерева поначалу мастерили и железнодорожные вагоны, да и топливом для паровозов долго служили дрова, сам же путь требовал укладки на каждом его километре до 2000 деревянных шпал.

Деревянными были и первые самолеты, а в отечественной авиации дерево использовалось почти до середины минувшего века. Фанерную обшивку и деревянные лонжероны крыла имели истребители Як-1, а наш знаменитый "небесный тихоход" У-2 (По-2) немцы так и называли во время войны - "рус-фанер".

Для изготовления же советских самолетов Ла-5 и Ла-7 главным материалом служила так называемая дельта-древесина. Это была обработанная специальными смолами и спрессованная под большим давлением многослойная фанера, очень прочная и практически не горевшая.

На фото храмовый комплекс Кижи ,сделан из дерева без единого гвоздя
2613

Оставить сообщение:

АРХИВ ВЫПУСКОВ
Рекламный баннер 300x250px 300na250
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x600px 300na600
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ
Рекламный баннер 300x100px right1
Рекламный баннер 300x100px right2
Рекламный баннер 300x100px right3