Перекат Телячий
Волга издавна была главным путем сообщения России, ее еще в начале ХХ в. называли «артерией земли русской». Но высоко поднимаясь в половодье (до 15 м в районе Самарской луки), в межень на мелях (а их от Твери до Астрахани насчитывали несколько сотен) «матушка» позволяла перейти себя вброд.
Вот некоторые тексты и факты. По словам Главноуправляющего путями сообщения графа П.А. Клейнмихеля, осматривавшего Волгу в 1847 г., с июля месяца «вода упадает и оставляет на мелях одни узкие и извилистые проходы с крутыми поворотами. Эти проходы в продолжение лета несколько раз изменяют свое направление, и суда… нередко попадают на отмели, совершенно движение их останавливающие… И поэтому суда… принуждены облегчать груз свой распаузкою, со значительными издержками и потерею времени».
(«Распаузка» — разгрузка судна в мелкие суда («паузки») для уменьшения его осадки при прохождении мелей. Термин этот, еще недавно считавшийся забытым, вновь входит на Волге в употребление из-за незаполненности Чебоксарского водохранилища, о чем — ниже).
В Нижнем Новгороде с 1817 г. ежегодно проходила ярмарка, а на подходе к городу, в 10–12 верстах, находилась одна из самых знаменитых волжских мелей — Телячий брод.
В 1854 г. нижегородские судопромышленники писали графу Клейнмихелю, что «мелководье на Волге» привело их «в самое отчаянное положение. Тяжелогрузные суда с товарами срочными к ярмарке, скопились в особенности у Телячьего брода, где, чтобы пройти через мель, надо было паузиться до 4 четвертей (0,7 м), а самые пароходы и конные машины сидели не менее 6 четвертей (т.е. имели осадку около 1,1 м ). Большая часть кладей на этих судах была до того срочна, что многие из нас готовились выгрузить товары на берег и с огромными издержками довезти до Нижнего сухим путем. О прочих же грузовых судах, плывших еще от Казани к Телячьему броду, никто из нас и не помышлял видеть их в Нижнем ранее глубокой осени».
Далее судопромышленники благодарили Клейнмихеля за принятые «самые верные меры» — командированный на Телячий брод подполковник Марченко смог «так быстро и удачно расчистить мель», что суда проходили ее с осадкой 6 четвертей, отчего «судовладельцы и торгующее сословие… были избавлены от огромных, в несколько сот тысяч, убытков».
В донесении самого Марченко подробно описана происходившая на Телячьем броду борьба со стихией. Самый драматический эпизод ее — когда глубина воды упала до 4 четвертей аршина (0,7 м), и на мель одновременно сели 25 судов. «Ниже мели стояло в ожидании возможности пройти через мель 130 разных судов, из которых многие паузились на самом фарватере». Мелководья были привычны, но в разные годы наибольшие затруднения возникали на разных мелях. Так, в 1891 г. нормирующим был Ураковский перекат: глубина на нем падала до 3 четвертей аршина (0,55 м). Пассажиров переправляли через мель на лодках, а грузовое движение с 1 по 11 августа, в самое горячее время Нижегородской ярмарки, было остановлено. За эти дни здесь скопилось более 300 судов с грузом.
вырезка из статьи Алексея Беляковах
Оставить сообщение: