Рекламный баннер 990x90px bantop

Воздушный мост Москва Антарктида

15:43 15.12.2024 16+
Воздушный мост Москва – Антарктида

15 декабря 1961 года произошло уникальное событие в истории отечественной авиации и освоения Антарктиды – начался первый трансконтинентальный перелет по маршруту Москва – станция Мирный (Антарктида).

С начала 1956 года в Антарктиде работали советские исследователи. Но на достижение шестого континента морским путем уходило почти два месяца. Тогда было принято решение установить связь с антарктическими экспедициями воздушным путем.

15 декабря 1961 года из московского аэропорта Шереметьево в далекий путь отправились 2 самолета: пассажирский Ил-18 (командир Александр Поляков) и грузовой Ан-12 (командир Борис Осипов).

Экипажи обоих самолетов состояли из летчиков, имевших большой опыт работы в полярной авиации. Вторым пилотом самолета ИЛ-18 был наш земляк Михаил Протасович Ступишин, уроженец деревни Михальчиково.

Михаил Протасович был самым титулованным летчиком среди всех участников перелета. В годы войны он прошел путь от рядового до штурмана полка, совершив в общей сложности 157 боевых вылетов. Два раза был ранен и один раз контужен. В октябре 1944 года майор Ступишин был награжден званием Героя Советского Союза.

В 1946 году Михаил Протасович по состоянию здоровья перешел в гражданскую авиацию, работал на международных авиалиниях со странами Европы. В 1948 году перешел в полярную авиацию, где участвовал во многих экспедициях. В 1954 году он обеспечивал на самолете Ан-2 работу станции «Северный полюс-3». Был награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени.

Перелёт самолетов в Антарктиду и обратно проходил с 15 декабря 1961 по 2 февраля 1962 года.

Полёт, протяженностью 26 423 километров, пролегал через четыре континента и два океана: Москва — Ташкент — Дели (Индия) — Рангун (Бирма) — Дарвин (Австралия) — Сидней (Австралия) — Крайстчерч (Новая Зеландия) — станция Мак-Мердо (Антарктида) — станция Мирный (Антарктида). На воздушных суднах Ил-18 и Ан-12 на полярный континент были доставлены участники 7-й Советской Антарктической экспедиции.

В общей сложности на маршруте Москва — Антарктида — Москва было преодолено расстояние, превышающее диаметр всего земного шара.

За этот перелет командиры кораблей А. Поляков и Б. Осипов стали Героями Социалистического Труда, все члены экипажа — орденоносцами. Михаил Ступишин был награжден орденом Ленина. Об этом летчик то ли в шутку, то ли в серьез говорил:

- Все понимаю, ребята, но за один полет командиру — Героя, а мне — орден Ленина, это, мягко говоря, жирновато. Попахивает расточительством.

С 20 ноября 1963 года по 12 января 1964 года был совершен второй перелет по маршруту: Москва – Антарктида – Москва. В нем участвовали два самолета ИЛ-18, командиром одного из них был М.П.Ступишин.

В 1967 году по состоянию здоровья Михаил Протасович оставил авиацию и ушел на заслуженный отдых. За плечами у Героя Советского Союза М. П. Ступишина почти 4 миллиона километров воздушных дорог, 625 дней в воздухе.

Умер Михаил Ступишин 17 мая 1980 года в Москве и был похоронен на Головинском кладбище города.

749

Оставить сообщение:

АРХИВ ВЫПУСКОВ
Рекламный баннер 300x250px 300na250
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x600px 300na600
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ
Рекламный баннер 300x100px right1
Рекламный баннер 300x100px right2
Рекламный баннер 300x100px right3