Легенды и предания Нижегородского края
Остров Разина
Есть недалеко от Мурашкина овраг, который и доныне Островом Разина называется. Говорят, что имя это овраг вот откуда получил.
В те добрые времена, когда отряды разинцев повернули от Симбирска в земли нижегородские, на востоке губернии нашей из селения в селение, как птицы неуловимые, полетели знаменитые «прелестные грамоты» Степана Тимофеевича.
Залетели бумаги те и в Лысково. И вот зашумели, забунтовались люди в том торговом селении. Ждут не дождутся лысковцы прихода к ним главного атамана-избавителя. А потом, когда ждать надоело, послали гонца своего в Курмыш к разинскому командиру Осипову...
Пошел тот разинский атаман на Лысково и никак не мог миновать мурашкинцев. А те, как и лысковцы, тоже ждут освободителей. Когда весть о движении разинцев дошла до Мурашкина, вышли встречать их жители села с крестами да хоругвями.
Попробовал было мурашкинский воевода Давид Племянников помешать честным людям, начал сопротивляться, да не тут-то было! Разинцы вместе с народом мурашкинским одолели этого царского слугу с войском его наемным, и покатилась тут голова с воеводских плеч... А пищалям да ядрам, что за селением на валу находились, суждено было послужить казакам-разинцам.
Потом столь же торжественно встречали тот отряд в Лыскове,
...Не прошло и месяца, как места эти превратились в поле брани невиданной. По приказу царя князь Долгоруков двинул против разинцев стрельцов, ратников да инородных наймитов своих. На Мурашкино вел войско арзамасский князь Щербатов.
Силы восставших, что до той поры в селе стояли, смело вышли навстречу силам вражеским и в большом овраге у села Шпилева в битву вступили. И была брань та кровопролитная долгой да тяжелой. Трудно пришлось тут восставшим: княжеские вояки и оружия больше имели, и припасов разных понавезли — хоть отбавляй, да и числом, конечно, превышали они разинцев изрядно.
Дело кончилось тем, что дворянские сынки взяли верх над восставшими и потеснили их к Мурашкину-селу.
Прошел день, и с новой силой ринулись в бой войска щербатовские. Сражение под самое село подкатилось. И тут пустили в ход разинцы пищали да ядра, добытые раньше у воеводы Племянникова. Стали они бить с мурашкинских укреплений по царским наймитам и сынкам дворянским, да так, что жарко им пришлось. А другим крепко вложили на переправах через реку Сундовик.
Но силы были неравными...
Ворвался Щербатов со своими людьми в Мурашкино, завладел всем селом и учинил над народом расправу жестокую. Вздыбились среди улиц виселицы зловещие, полилась на плахах кровь невинная.
В этих местах рассказывали, что осенью той страшной было казнено в Мурашкине около двух тысяч человек. Погибло бы и больше, да спасли многих дубрава и овраг глубокий. Туда, как в надежное укрытие, бежали разинцы и местные жители. Бежали да и спрятались крепко-накрепко от царских слуг. И получился на занятой войском князя Щербатова земле вроде как остров вольных людей.
С той далекой поры и пошло название оврага того глубокого — Остров Разина.
Остров Разина. Текст на основании преданий, услышанных в селе Большое Мурашкино в 1968—69 годах, изложен Л. Ф. Кельдюшкиной.
Нижегородские предания и легенды / Сост. В.Н. Морохин.
Оставить сообщение: