"Технологический купол" комплекс мер для борьбы с мошенниками
Ведущие банки и сотовые операторы при активной поддержке государства объединили усилия по борьбе с мошенниками, и это уже приносит первые плоды: ЦБ отмечает почти 15% сокращение мошеннических операций во II квартале 2024 года. Несмотря на то, что злоумышленники все чаще атакуют россиян, обман удается им реже.
Разработка конкретных шагов решительного противодействия мошенникам началась во время ПМЭФ. Эксперты зафиксировали, в каких областях необходимо совершить наиболее важные действия, чтобы прикрыть россиян единым защитным технологическим куполом. В результате была определена дорожная карта для трех основных направлений, по которым должна вестись совместная работа.
Защита звонков
Здесь подразумевается необходимость борьбы с "серыми" сим-картами и виртуальными АТС, а также с угрозами в мессенджерах.
Проблема серых симок в последний год активно обсуждается на законодательном уровне, на площадке Генеральной прокуратуры рассматривались инициативы, связанные с лишением лицензии недобросовестных операторов, допускающих продажу "серых" сим-карт.
Уже видны плоды этих обсуждений: в августе были приняты поправки в закон "О связи", которые обязывают мобильных операторов идентифицировать абонентов при оформлении сим-карты и ограничивают количество сим-карт в одни руки.
Мошеннические кредиты
Сейчас нередки случаи, когда клиенты берут кредиты сразу в нескольких банках, чтобы отдать деньги мошенникам. При этом большинство потерь не подлежат компенсации.
В Госдуме сейчас активно работают над механизмом, который позволит защитить самые уязвимые группы граждан, например, пенсионеров, которые смогут назначать доверенное лицо для дополнительной проверки своих операций. Эту инициативу уже поддержал Банк России.
Также законодатели предлагают ввести механизм отсроченной выдачи кредитов, как это происходит с подозрительными переводами, если замечены признаки подозрительной активности.
Другая проблема множественных кредитов состоит в том, что банк в моменте видит только тот кредит, который выдает сам. Это обусловлено недостаточно оперативным обновлением данных в бюро кредитных историй (2-3 дня). Решить проблемы можно путем формирования единого ID клиента для обмена данными. В настоящее время обсуждается инициатива разделения обмена данными с бюро кредитных историй на два этапа — полный и упрощенный, чтобы сразу после оформления кредита в БКИ уходили основные данные, остальные сведения можно догрузить позже. Данная инициатива уже обсуждается рабочей группой в Банке России.
Дропперы
Третий блок инициатив касается проблемы вывода похищенных мошенниками денег. Как правило, они выводятся с помощью так называемых дропперов (люди, снимающие деньги по чужой карте либо предоставляющие свою карту для перевода денег обманутым клиентом). Обычно для этого мошенники вербуют студентов, социально неблагополучных граждан и даже школьников. Количество операций, совершаемых с участием дропперов, продолжает расти: через социальные сети людей постоянно активно зазывают предложениями легкого заработка.
Необходимы законодательные изменения для решения этого вопроса. Сейчас в парламенте обсуждается ряд инициатив по борьбе с дропперством, в частности запрет на передачу платежных карт третьим лицам. Кроме того, прорабатывается возможность фиксации платежных инструментов и сим-карт мигрантов. Многие дропперские счета зафиксированы в специальной базе ЦБ, и нужно ограничить их как на вывод средств, так и на пополнение.
ТелеЦЕРТ. Технологический купол
Кроме того, дорожная карта предполагает создание единой системы обмена данными между сотовыми операторами, банками и государством в лице ЦБ, Роскомнадзора и МВД (рабочее название системы ТелеЦЕРТ).
У банков имеются данные о подозрительной активности, которых нет у сотовых операторов, и наоборот. Объединив эти данные, можно создать технологию, могущую значительно повысить уровень защищенности клиента. Система поможет решить проблему виртуальных АТС, противодействовать рынку серых сим-карт, выявлять фрод в мессенджерах.
Также среди важных пунктов дорожной карты — необходимость обмена технологиями и создания оперативных каналов взаимодействия между ключевыми игроками рынка для быстрой блокировки мошеннических действий. У банков и операторов уже есть ряд успешных примеров такого взаимодействия и готовность масштабировать их на весь рынок.
Оставить сообщение: